Опалубочные работы: выполнение и контроль качества

img

Опалубочные работы — это создание формы для заливки бетона или другого строительного материала. Они включают разработку проекта по расстановке опалубки, подготовку рабочей площадки, монтаж и укрепление щитов, создание арматурного каркаса, укладку и уплотнение бетонной смеси, а также демонтаж и очистку элементов после её затвердевания. 

Ход и правила выполнения работ регламентированы государственными, межгосударственными стандартами. Среди них – ГОСТ 34329-2017 (Общие технические условия), СП 371.1325800.2017 (Свод правил по проектированию), ГОСТ Р 52752-2007 (Методы испытаний), СП 63.13330.2012 (Бетонные и железобетонные конструкции), другие документы.

Калькулятор опалубки стен

Длина стен (пог. м)
20 500
Высота стен (м)
1.5 6.0
Итого за 1 месяц
 ₽
Стоимость 1 м²
 ₽
Площадь 
 м²

Калькулятор опалубки перекрытия на телескопических стойках

Площадь плиты перекрытия (м²)
20 1 000
Высота плиты перекрытия (м)
1.5 5.2
Толщина плиты перекрытия (мм)
70 350
Минимум за комплект без фанеры
 ₽/мес.
В среднем за комплект без фанеры 
 ₽/мес.
Аренда фанеры
 ₽/мес.

Правила опалубливания

В пункте 5.4.1 СП 371.1325800.2017 приводятся требования к опалубке. Вот некоторые из них:

  1. Она должна обеспечивать прочность, жесткость и геометричность формы с учётом статических и динамических нагрузок.
  2. Адгезия к схватившемуся бетону должна быть минимальной. Исключение – несъемные блоки и панели.
  3. Установка и разборка элементов должна производиться без повреждения монолитных конструкций и их самих.
  4. Щиты можно пересобирать, укрупнять в зависимости от условий стройплощадки.
  5. Фиксация закладных деталей должны быть выполнена строго в проектном положении.

Также правила утверждают, чтобы палуба была химически нейтральной к смеси и не влияла на её свойства. 

Требования к опалубке закреплены в нормативных документах

Требования к опалубке закреплены в нормативных документах

Технологии установки опалубки разных типов 

Порядок и содержание опалубочных работ зависит от типа применяемой системы, которые бывают:

  1. Мелкощитовые, или разборно-переставные. Используются для бетонирования стен, колонн, фундаментов, перекрытий, ригелей. Могут стыковаться с крупнощитовыми для создания ЖБИ со сложной конфигурацией. Состоят из деревянных, рамных, пластиковых или металлических панелей весом не более 50 кг. Годятся для ручной сборки.
  2. Крупнощитовые. Применяются для строительства крупногабаритных монолитных конструкций, включая стены, фундаменты, перекрытия с большой площадью опалубливания. Масса одного листа свыше 50 кг.
  3. Блочные. Подходят для заливки замкнутых отдельно стоящих колонн, ростверков, свай, лифтовых шахт.
  4. Скользящие. Нужны для создания вертикальных поверхностей высотой свыше 40 метров.
  5. Горизонтально-перемещаемые. Применяются для бетонирования туннелей и подобных сооружений.
  6. Подъемно-переставные. Годятся для создания вертикальных высотных объектов с переменным сечением – опор мостов, эстакад.
  7. Несъемные. Это формы, которые не требуют распалубливания. Их используют для изготовления гидроизоляции, работ по утеплению, внешнему армированию.

Если разделить все перечисленные типы по способу их установки, то можно выделить вертикально-ориентированные и горизонтально-ориентированные опалубочные конструкции. Первые используют для заливки стен, фундаментов, колонн, вторые – для монолитных перекрытий, для формирования которых используют телескопические или объёмные стойки. 

Порядок и содержание опалубочных работ зависит от многих факторов

Порядок и содержание опалубочных работ зависит от многих факторов

Монтаж вертикально-ориентированных опалубочных систем

Для этих работ подойдёт крупно- и мелкощитовая опалубка с опорными подкосами и крепежом.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Разработка проекта производства работ (ППР) с технологической картой, где указаны схема сборки, технология монтажа и демонтажа, несущая способность, допустимая скорость бетонирования.
  2. Расчистка рабочей площадки: выравнивание поверхности, устранение препятствий и обеспечение безопасных условий для сборки. Ширина площадки вне габаритов опалубки должна быть не менее 80 см.
  3. Разметка площадки маячками и нитями, чтобы соблюсти проектную точность.
  4. Монтаж щитов. Работы начинают с углов, продолжают по периметру. Сначала собирают внутренний контур панелей, затем внешний. Этап включает установку замков, соединительных стяжей с трубками ПВХ, подкосов.
  5. Закрепление арматуры: вставка арматурных стержней для усиления монолита.
  6. Проверка надёжности крепления, герметичности и целостности палубы.
  7. Бетонирование – равномерное распределение смеси без пустот, трещин, перепадов.
  8. Демонтаж. Происходит выемка винтовых стяжей (трубки ПВХ остаются в монолите), снятие замков, разбор покосов, щитовых панелей.
  9. Чистка, складирование и хранение опалубочных щитов и фурнитуры.

Перед подачей раствора бетона рекомендуется обработать поверхность палубы антиадгезионной смазкой. Это упростит снятие панелей после затвердевания смеси.

Закажите расчет прямо сейчас

Работаем быстро: подготовим предварительный бюджет за 15 минут. Дальше, если вас устроит диапазон цен, мы запросим у вас техническую информацию и совместно с инженером подготовим подробную калькуляцию проекта и план расстановки элементов. Расчеты сделаем в соответствии с требованиями ГОСТ. Простые объекты мы обычно рассчитываем в течение дня, а сложные — на следующий день. Всё оборудование отгружаем в день подписания договора.

Заявка отправлена

Менеджер свяжется в течение 5 минут


Сборка телескопической и объёмной опалубки 

Монтажные работы по изготовлению телескопических или объёмных опалубочных систем включают этапы:

  1. Разработка ППР и плана расстановки. Стандартный шаг для телескопических опор – 1,5 метра друг от друга. Расстояние сокращается при увеличении габаритов перекрытия.
  2. Подготовка площадки. Она должна быть ровной и твёрдой, чтобы конструкция сохраняла устойчивость. Работы проводят перед доставкой опалубочных щитов.
  3. Установка опорных элементов. Телескопические стойки монтируют в три этапа – устанавливают треноги, затем вставляют в них опоры, с помощью внутренней выдвижной трубки, натяжтеля и серьги фиксируют проектную высоту, сверху закрепляют универсальные вилки.
  4. Объёмные стойки собирают ярусами. Сначала ставят деревянные подкладки (если основание неровное), потом башмаки или подпятники, которые выполняют функцию оснований. Затем монтируют первый уровень – закрепляют стартовые стойки, фиксируют клиновым или чашечным замком горизонтальные связи с вертикальными опорами. Так же надстраивают следующие ярусы, сверху ставят унивилки.
  5. Сборка решётки из двутавровых балок, поддерживающих опалубочный стол.
  6. Укладка поверх решётки ламинированной влагостойкой фанеры.
  7. Проверка прочности системы, юстировка стоек и выравнивание уровня, если необходимо.
  8. Армирование и заливка бетона. Равномерное распределение смеси вибратором.
  9. Демонтаж. После застывания поверхности производится разборка элементов в порядке, обратном от проведения монтажных работ.

Сборка телескопической опалубки

Сборка телескопической опалубки


Опалубочные конструкции на стойках позволяют заливать монолитные элементы на высоте от 1,5 до 40 метров и более. Тип оборудования не влияет на очерёдность рабочих этапов.

Контроль качества

После завершения сборки необходимо выполнить проверку готовой конструкции. Этим занимается ответственный производитель работ. Также это может быть мастер участка или инженер-строитель.

Они проверяют:

  • Соответствует ли положение щитов установочным осям.
  • Выдержаны ли проектные размеры и отметки.
  • Качество стыков и палубы в целом (не должно быть зазоров, щелей, впадин).
  • Визуальное состояние и целостность замковых соединений, опор.
  • Максимально допустимые погрешности при монтаже опалубочных конструкций (по СП 63.13330.2018):
  • Положение щитов по ширине, длине, диагонали от линии горизонта – до 4 мм;
  • Смещение крепёжных отверстий – до 2 мм;
  • Отклонение опалубочных элементов относительно друг друга – до 3 мм;
  • Смещение подкосов – до 75 мм;
  • Смещение вертикальных стоек – до 20 мм.

Если допуски были нарушены, геометрия искривлена или на палубе обнаружились дефекты, то необходимо провести работы по устранению недостатков.

Читайте также